Девочка держит за ногу свою мать

Как научить ребёнка самостоятельности

Несколько простых советов как помочь ребёнку обрести самостоятельность, а родителям сохранить нервы

27.07.2024

Девочка держит за ногу свою мать

Источник: Фотобанк 123RF.com

В 21 веке остро стоит вопрос безопасности детей, требующий от родителей повышенной бдительности. То, что считалось нормальным в среднестатистической семье тридцать или сорок лет назад уже неприемлемо для нынешней действительности. Ненормальным считается теперь, что ребёнок гуляет один, что ходит в школу и в магазин без сопровождения взрослых.

Многие родители проявляют гиперопеку над детьми, которую от них требует общество. Все задачи и пути определены заранее, а это лишает ребёнка самостоятельности, возможности самому принимать решения и отвечать за результат. Разумные родители ищут здоровый баланс между безопасностью и самостоятельностью своих детей, и здесь есть несколько простых советов.

 

Остановитесь и проанализируйте опасения.

 

Люди часто опираются на общественное мнение и поддаются мнимым страхам. Раньше работало множество стереотипов по уходу за грудными детьми. Молодые матери кормили по часам, не пускали ползать по полу, кипятили пелёнки, стерилизовали бутылочки. Они делали это только потому, что так было принято, считалось, что младенцев нужно защищать от грязи и микробов. В сравнении с теми мамами современное поколение поступает очень смело по отношению к грудным детям. Почему? Нет, сегодняшним мамам не плевать на своих малышей, причина их беспечности в знаниях о формировании иммунитета младенца, вреде стерильности и детской теплорегуляции, которая отличается от взрослой.

По аналогии современным родителям нужно проанализировать, от чего ребёнка нужно оберегать. Статистика несчастных случаев с детьми говорит о том, что большое количество их происходит в результате ДТП, где ребёнок был пассажиром, а водителем – кто-то из родственников. Повысить безопасность здесь помогает автокресло и соблюдение скоростного режима.

Ещё больше случаев ДТП, где ребёнок - пешеход. Здесь риски существенно снижаются развитием навыков правильного поведения на дороге, когда он никогда не позволит себе переходить дорогу на красный сигнал светофора или вне пешеходного перехода. Важен положительный пример родителей, которые сами не нарушают правила даже тогда, когда поблизости нет машин.

Отпускать детей одних на улицу и в школу родители опасаются по причине известных в обществе трагедий, связанных с педофилами. Но статистика неумолима – большинство случаев педофилии исходят от родственников и близкого окружения.

Когда родители боятся, что ребёнок потеряется и не вернётся домой, опять нужно искать статистические данные. Дети не уходят просто так, в основном они сбегают из детских домов и интернатов, а из дома - при наличии конфликта с членами семьи. Отдельной категорией стоят малыши до пяти лет, которые потерялись от недосмотра взрослых. Случаи убийства детей маньяками крайне редки, поэтому они и получают широкий общественный резонанс.

 

Помните, что все риски просчитать невозможно.

 

Людям известны только те риски, которые обсуждаются в обществе. Нельзя учесть всё. Боясь педофилов, можно забыть о том, что в жизни ребёнка гораздо чаще встречаются учителя и тренеры или вторгающиеся в доверие старшеклассники, чем чужие дяди с улицы.

Когда детей не прививают из-за риска осложнений, не учитывают, что этот риск маловероятен, а вот заразится опасной болезнью, переболеть ей в тяжёлой форме и даже умереть очень реально.

Взрослые не могут просчитать риски от отсутствия у ребёнка самостоятельности. Невозможно предугадать все опасности и предотвратить трагедию, когда ребёнок в десять лет не в состоянии ориентироваться на местности и не знает, куда обратиться за помощью.

Как отразится в будущем на судьбах современных детей повышенная родительская опека, не знает никто. Привыкая во всём полагаться на взрослых, дети не развивают самостоятельность, оценочное мышление и не готовы идти на риск. Психологи многих развитых стран всерьёз заинтересованы изучением детей и подростков, воспитывающихся в среде с отсутствием рисков.

 

Учите детей самостоятельности с учётом их психофизических особенностей.

 

Каждый ребёнок требует индивидуального подхода, нет универсального метода воспитания самостоятельности, который подойдёт всем детям. В психофизических свойствах своих детей лучше всех разбираются родители, именно они и должны решать степень опасности ситуации для каждого ребёнка.

Импульсивный малыш не с первой попытки усвоит правила дорожного движения, запомнит, что дорогу можно переходить только на зелёный свет и никогда на красный, даже если опаздывает.

Пугливым детям нужно прежде всего укрепить уверенность в себе через проработку выходов из различных ситуаций. В трудный момент у них будут в запасе готовые варианты действий.

Одним родителям приходится много раз повторять, что играть весной на льду опасно, а другие могут вообще не беспокоиться по данному вопросу, так как их ребёнок ни за что не пойдёт на озеро или реку, даже если пойдут его друзья и будут звать с собой.

Один малыш расскажет о травле в школе родителям, другой – учителю, а третий – никому из взрослых. Если правильно ориентироваться в характере и слабостях ребёнка, то можно успешно учить его избегать свойственных ему рисков.

 

Научите видеть опасность, а не указывайте на неё.

 

Это самое важное правило из всех изложенных. Оно поможет ребёнку избежать в жизни большинства опасных ситуаций и защитит его в будущем. Многие проблемы будут незначительными и пройдут мимо взора родителей, но ребёнок приобретёт бесценный опыт. Опекать детей всю жизнь – метод спорный и нереальный, взрослые не могут находиться с детьми каждую минуту, рано или поздно приходится оставлять их одних хотя бы на время. Поэтому самый надёжный способ уберечь чадо от опасности – научить его самому понимать, где опасно, а где нет, чётко определить для него границы «можно» и «нельзя».

Учёба эта сложнее всего даётся не детям, а взрослым. Метод предполагает, что малыш с ранних лет дозировано сталкивается с различными опасными ситуациями под бдительным контролем. Если родители разумны, они не будут отгораживать трёхлетку от большой собаки без намордника – если она его напугает лаем, то ребёнок получит урок, что не все собаки безобидны. Тоже касается подъёмов по лестницам и горкам, катания на льду. Маленькие дети проще и быстрее получают опыт безопасного поведения, риски в ситуациях с ними подконтрольны родителям и невелики.

Не нужно оберегать ребёнка по пустякам, пусть он учится самостоятельности и не слышит бесконечного «нет» и «нельзя». Когда действительно будет нельзя, он остановится, ведь это слово не привычно его слуху. Бесценный результат правильного подхода проявится в подростковом возрасте, когда повзрослевший ребёнок будет спрашивать у своих родителей, как лучше поступить, ему будет важно их мнение.

 

Определите правила, которые никогда нельзя нарушать.

 

Работающие в профессиях с постоянной угрозой жизни люди очень трепетно относятся к технике безопасности и никогда её не нарушают. По аналогии у ребёнка тоже должна быть техника безопасности.

Правила, чётко определяющие, что делать нельзя ни под каким предлогом. Например, все поездки в машине только в автокресле и пристёгнутым, на лёд не выходить, дорогу переходить только на зелёный сигнал светофора, на подоконник не влезать, купаться только под присмотром старших.

Это базовые основы безопасности, можно добавить сюда обращение с огнём, горячими и острыми предметами. При этом обязательно учитывать возраст ребёнка, и вместе со взрослением расширять границы дозволенного. Правила повторять регулярно, делать напоминания, когда он остаётся без присмотра.

 

Не опирайтесь на общепринятые нормы.

 

Можно провожать и встречать ребёнка из школы только потому, что все так делают. Или не отпускать одного гулять во двор, чтобы не выглядеть в глазах соседей беспечными родителями. Можно получить осуждения знакомых, если они узнают, что ребёнок один сидит дома четыре часа, дожидаясь маму с работы. Никогда не нужно полагаться на общественное мнение, каждый ребёнок индивидуален. Возможно, в чём-то можно уже на своё чадо положится, что-то ему доверить. Не учитывать, что у других в этом возрасте это не принято.

Оптимально дать ребёнку больше самостоятельности, а не возрастных ограничений. Решить, способен ли он сам приготовить себе поесть или уходить после уроков домой, могут только родители, никакие посторонние люди этого не знают. Школьник в состоянии сам решать, когда и как ему делать домашнее задание, какие кружки посещать, он сможет гордиться своими результатами, которые зависят только от него. Прекрасно, если родители при этом смогут побороть свои необоснованные страхи и унять в себе чувство вины.

Родители, которые рискнут дать своему ребёнку свободу выбора, преподнесут ему бесценный дар. Личный выбор всегда предполагает риск, но также учит ответственности за принятые решения, укрепляет доверие в детско-родительских отношениях. Осознанное сотрудничество с маленьким человеком, основанное на свободе, позволит вырасти ему во взрослого, стремящегося к счастью, комфорту, безопасности, и не боящегося творческих порывов.

 

 

Обсудить на форуме

Комментариев на форуме: 21

Опрос:

Где ребёнка подстерегает больше всего опасностей?


Помочь проработать детские страхи помогут специалисты из раздела: Детские психологи

Читайте также:

17.02.2023, 10:38

Фрекен Бок или Арина Родионовна, или как выбирать няню

Няня – первый помощник родителей или соперник для детей? Попробуем разобраться.

01.02.2023, 11:00

Готов ли ребёнок к школе: 9 вопросов для родителей первоклассника

Статья расскажет о том, о чём должны спросить себя родители первоклашек, чтобы убедиться в том, что их дети готовы к школе.

22.01.2023, 17:30

Когда проявляются первые эмоции

Какие эмоции характерны новорождённым, как он реагирует на взаимодействие с внешним миром

24.01.2023, 21:58

Чем полезен семейный отдых

На что влияет совместный досуг, чем могут заниматься вместе взрослые и дети