Мальчик собирается в школу, по комнате разбросаны вещи

Готов ли ребёнок к школе: 9 вопросов для родителей первоклассника

Статья расскажет о том, о чём должны спросить себя родители первоклашек, чтобы убедиться в том, что их дети готовы к школе.

30.05.2024

Мальчик собирается в школу, по комнате разбросаны вещи

Источник: Фотобанк 123RF.com

Вот было бы здорово, если бы тестирование и проверку готовности к школе проходили не только дети, но и их родители! «Почему?» – спросите вы. Потому что от правильного понимания родителями признаков готовности детей к начальной школе зависит то, каково ребёнку будет в первые же дни учёбы.

 

Спросите у себя…

 

 1. Приучил ли я ребёнка какое-то время обходиться без меня?

 2. Играет ли мой ребёнок самостоятельно? Может ли сам себя занять? Или будет плакать, капризничать или шалить, чтобы привлечь внимание?

 3. Проявляет ли малыш исследовательский интерес и любопытство по отношению к внешнему миру? Обеспечиваю ли я ему для этого надёжный тыл, даю ли ощущение безопасности, оказываю ли поддержку?

 Для этого важны как соблюдение границ всеми членами семьи, наличие у ребёнка личного пространства, семейные правила и нормы, за соблюдением которых следят родители, так и позиция родителей: «Я всегда на твоей стороне».

 4. Как мой ребёнок справляется с разочарованием, когда что-то идёт не по его желанию? Знает ли он, что такое «нет»?

 Отказывая детям в том, в чём необходимо отказать, родители учат их справляться с напряжением при своей поддержке и уважении. Столкнувшись с тем, что, например, на уроке вызвали не его, а другого, ребёнок сможет справиться с этим.

 5. Может ли мой ребёнок попросить меня и другого взрослого о помощи? Уверен ли он, что ему при этом не откажут?

 6. Есть ли у моего ребёнка навыки налаживания контакта и взаимодействия с незнакомыми ему людьми разного типа и возраста, от детей до пожилых людей? Не возникает ли у ребёнка каких-либо страхов и опасений в связи с этим?

 7. Сформировано ли у моего ребёнка понимание принадлежности к группе? Если на каком-либо мероприятии обратятся ко всем детям с каким-либо предложением или просьбой, будет ли он реагировать или понадобится обращение персонально к нему по имени?

 8. Не ограничиваю ли я физическую активность своего ребёнка? Насколько развиты у него координация движений, различные физические навыки: прыжков, преодоления препятствий, ловли, отталкивания, бросания, попадания в цель, применения силы к тяжёлому предмету или к плотно закрытой двери? Ведь двигательная активность напрямую способствует развитию эмоционально-волевой сферы ребёнка.

 9. Знаком ли мой ребёнок с учебной деятельностью, приходилось ли ему выполнять учебные задания? Как он об этом говорит (например, «я нарисовал букву» или «я написал»)?

Вы можете заметить, что здесь не упоминается умение читать-писать. Хорошо, если ребёнок это умеет: возможно, ему будет легче на первых порах. Но практика показывает, что неготовые к учебному процессу дети быстро догоняют и даже иногда обгоняют по навыкам чтения и письма тех, кто пришёл в школу уже с этим умением.

 

Критика и ожидания

 

  •  Хвалю ли я своего ребёнка за то, что он сам сделал, или всегда сравниваю его с другими или собой?

Самооценка ребёнка не должна зависеть от успешности. Он должен быть уверен, что его любят просто так, а не за оценки и успехи.

  •  Умеет ли ребёнок играть по правилам, придуманным другими детьми или установленным взрослыми?
  •  Насколько он осознаёт свои чувства, в какой форме их выражает?
  •  Может ли выдерживать ожидание?

Как бы ребёнок ни проявлял себя в школе и каковы бы ни были его успехи, стоит напоминать себе, что его жизнь в целом важнее школы. Если у ребёнка есть друзья, увлечения и другие радости, тогда школьная мотивация будет только расти. Вся жизнь ребёнка не должна быть ограничена и крутиться вокруг учебного процесса. Это важная составляющая его развития и взросления, но не единственная. Важно поддерживать новоиспечённого ученика в его начинаниях, хвалить за то, что он учится и делает успехи. Важно помнить, что интерес тем крепче, чем больше ребёнок видит результат своих усилий. Критика, негатив, наказания могут только снизить учебную мотивацию, но никак не способствовать ей. А вот поддержка, даже при получении оценки ниже ожидаемой, поможет не оставлять усилий и станет примером того, как можно поддерживать себя самому.

 

Не менее важно

О чём ещё стоит упомянуть и что пригодится родителям и их детям?

О том, что важно отделять себя от своего ребёнка. Ещё не так давно он был совсем маленьким, не мог обходиться без мамы. Но сейчас он уже личность со своим характером, способом и навыками взаимодействия, реакциями и темпераментом.

Родители часто опасаются, что их дети столкнутся с теми проблемами, какие были у них в детстве и отрочестве, или с тем, о чём говорят СМИ. Но здесь стоит замечать отдельность детей: им предстоят совсем другие трудности и проблемы. Преодолевая и решая их, они станут теми, кто они есть.

И, конечно, важно не забывать, что успешность вовсе не проистекает из успеваемости, а школьные оценки – не показатель развития ребёнка.

 

Обсудить на форуме

Комментариев на форуме: 28

Опрос:

Ответьте на вопросы и скажите, готов ли Ваш ребёнок к школе?


Читайте также:

25.01.2023, 22:52

Мама спит, она устала, ну и я играть не стала...

Статья расскажет о различный активностях, которые сочетают удовольствие для ребёнка и пользу для его развития

23.01.2023, 21:09

Ребёнок и гаджеты, соблюдаем баланс

Как не допустить цифровой зависимости у детей и не разрушить связь с ребёнком

23.01.2023, 19:37

Как развивать в ребёнке тягу к творчеству

Что делать родителям, чтобы помочь ребёнку реализовать свой творческий потенциал

23.01.2023, 18:37

Как научить ребёнка самостоятельности

Несколько простых советов как помочь ребёнку обрести самостоятельность, а родителям сохранить нервы